ИСТОРИЯ: СИНТЕЗАТОРЫ. ЗОЛОТОЕ НАСЛЕДИЕ YAMAHA. ЛЕГЕНДАРНЫЕ СИНТЕЗАТОРЫ YAMAHA CS80 и YAMAHA DX7

2012-11-07

 

сему миру, представляя все новые и новые разработки в области цифровых технологий,  профессионального аудио и музыкальных инструментов.

 

 

Но сегодня давайте вернемся в прошлое и вспомним о тех разработках Yamaha, которые стали вехами в развитии мировой музыкальной индустрии и без которых сегодня уже нельзя представить современную музыку.

 

 

Первые синтезаторы - прадеды современных цифровых монстров - они смешные и большие, пестрые и несуразные и ... аналоговые!

 

Yamaha GX-1 синтезатор

 

Yamaha GX-1 - это уникальный инструмент, и одной из его уникальных особенностей была космическая даже и по сегодняшним меркам цена – $60,000 (в пересчете на сегодняшний день эта сумма равняется примерно 300 тысячам долларов!). Первоначально он позиционировался как орган и состоял из пяти секций: два регистра по пять октав (Upper и Lower) с полифонией 8 голосов каждый (два осциллятора на голос), один сольный мануал (Solo) – одноголосный из 37 клавиш, ножной басовый педальный регистр (25 педалей), монофонический с тремя осцилляторами, и еще встроенная секция драм-машинки. Настолько дорогой инструмент могли себе позволить только самые именитые музыканты, такие как Keith Emerson (у которого он был любимым инструментом), John Paul Jones из Led Zeppelin, Stevie Wonder (у него их было даже два!), Benny Andersson из ABBA, Hans Zimmer (купивший его у Эмерсона, которому при этом второй GX-1 продал Джон Пол Джонс), а также Rick Wright из Pink Floyd (правда, не сделавший на нем ни одной записи). Конечно, ставить его в один ряд с более-менее доступными Оберхеймами и Профетами сложно, да и весил он аж 300 килограмм (а вместе с педалями и специальными четырьмя «родными» колонками – вес составлял уже почти тонну!). Произведено этих инструментов в общей сложности было менее сотни.

 

Однако, на базе технологий, впервые реализованных именно в GX-1, Yamaha в 1976 году выпустила синтезатор, по мнению многих являющихся непокоренной вершиной синтезаторостроения, легендарный, великий и могучий…

 

Yamaha CS80 синтезатор

 

...Yamaha CS80. Он весил «всего лишь» 91 килограмм, а стоил «каких-то там» 7000 долларов. Этот инструмент не имел памяти для сохранения пресетов, однако эта функция все же была реализована, хотя и довольно своеобразно. Ручки инструмента были продублированы микропотенциометрами в специальном отсеке таким образом, чтобы понравившееся сочетание можно было "скопировать" и при необходимости потом к нему вернуться. Довольно изощренно, но на тот момент выбор был невелик, а Prophet-5 с первой цифровой памятью, привычной нам сейчас появился несколько позже CS80. Тем более, что Yamaha CS80 предлагал полифонию в 8 голосов, причем каждый голос был двуслойным. Мало того, синтезатор был оборудован уникальным на тот момент набором исполнительских выразительных средств, таких как ленточный контроллер (ribbon-controller) и динамическая клавиатура с полифоническим послекасанием (aftertouch).

 

Ленточный контроллер позволял делать полифонические слайды, то есть глиссандо, проводя рукой вдоль клавиатуры в диапазоне нужного интервала. Динамическая клавиатура реагировала на силу нажатия, а полифоническое послекасание позволяло применять алгоритмы модуляции индивидуально к каждому звучащему голосу! Даже в современных синтезаторах крайне редко реализуется полифоническое послекасание. Например, если на aftertouch назначено вибрато, то, усиливая нажатие на одну из клавиш современных синтезаторов, Вы получаете модуляцию на все звучащие голоса. А Yamaha CS80 уже в середине 70-х годов позволял использовать этот ресурс куда более тонко… Впоследствии полифоническое послекасание было реализовано в ряде инструментов других производителей, в основном в цифровых.

 

Звук CS80 был действительно уникален а возможности - практически безграничны. Всемирно известный греческий композитор Vangelis – один из именитых пользователей Yamaha CS80 - всегда считал его своим любимым инструментом. Кроме того, этот синтезатор использовали такие мировые гранды как Paul McCartney, Michael Jackson, Jean Michel Jarre, Stevie Wonder, Peter Gabriel, Electric Light Orchestra, Kraftwerk, и многие другие.

 

Однако судьба этого великого инструмента не обошлась без черных полос. Дело в том, что его конструктивные особенности требовали трепетного отношения к температурному режиму. Из-за слишком тесного корпуса внутренние платы недостаточно хорошо вентилировались, синтезатор был сильно подвержен перегреву, в результате чего "плыл" строй. Восстановление и приведение в полностью рабочее состояние – крайне трудоемкий процесс, а в некоторых случаях невозможный. К сожалению, во многих случаях Yamaha CS80 чаще имеет коллекционную ценность, нежели музыкальную. Тем не менее, большинство студий по всему миру считают большой честью иметь его в своем арсенале. Цены на него бьют рекорды, за экземпляр в рабочем состоянии некоторые готовы платить десятки тысяч долларов.

 

 

 

Еще одна модель Yamahа, перевернувшая мир с ног на голову - это знаменитый Yamaha DX7.

Цифрового джина выпустили из бутылки в 1983-м году :)

Yamaha DX-7 promo 1983

 

Yamaha DX-7 стал первым коммерчески успешным цифровым синтезатором. Он был необыкновенно популярен в 80-е годы, и его характерное звучание можно услышать практически на любых записях тех лет. Вот лишь малая часть тех, кто использовал и использует в своей музыке DX-7:

Crystal Method, Kraftwerk, Orbital, Brian Eno, Tony Banks, Brian Eno, Sir George Martin, Supertramp, Phil Collins, Stevie Wonder, Depeche Mode, U2, A-Ha, Enya, The Cure, Kitaro, Vangelis, Elton John, Toto, Chick Corea, Level 42, Queen, Yes, Michael Boddicker, Julian Lennon, Jean-Michel Jarre, Sneaker Pimps, Lynyrd Skynyrd, Beastie Boys,

 

Из-за невысокой стоимости и компактности Yamaha DX-7 стал одной из наиболее продаваемых моделей за всю историю существования синтезаторов. Всего за период с 1983-го по 1987 год было произведено 160 000 экземпляров. Метод синтеза, используемый в данном инструменте, был основан на исследованиях профессора Стэндфордского университета Джона Чоунинга и получившего название линейный синтез частотной модуляции, кратко «FM-синтез». Yamaha запатентовала эту методику и начиная с DX-7 широко использовала ее в своих синтезаторах. «FM-синтез» на ряду с другими технологиями (в частности волновым семплингом) сегодня является неотъемлемой частью современного цифрового синтезатора.

 

Yamaha DX7 синтезатор

 

На фоне аналоговых синтезаторов Yamaha DX7 определенно выделялся своим четким, чистым и ярким цифровым звучанием. Фишка DX7 - это звуки электропиано, колокольчики и разнообразные ударно-отрывистые звуки с быстрой и ярко очерченной атакой. Максимально возможна была 16-нотная полифония. При том, что инструмент был монотембральный, звучание заметно видоизменялось по мере движения по клавиатуре и меняя силу нажатия на клавиши. Yamaha DX7 имела 32 алгоритма, в каждом из которых по-разному комбинировались шесть синусоидальных операторов, открывая большие возможности по программированию и настройке.

 

Yamaha DX7 заслужил репутацию сложного в программировании прибора. Но стоит отметить, что в основном сложности возникали у музыкантов, привыкших к традиционной аналоговой архитектуре с осцилляторами, фильтрами, огибающими, генераторами и т.п. Большинство первых цифровых синтезаторов использовали синтез по волновым таблицам (wavetable), что требовало значительных ресурсов памяти и средств, что в бюджет DX7 просто не помещалось. Чтобы выйти из положения для DX7 был создан совершенно другой звуковой "движок", состоящий из комбинации "несущих" осцилляторов синусоидальных волн и "модуляторов", которые можно было соединять между собой  многочисленными способами. Наиболее часто используемые комбинации были организованы в 32 "алгоритма". В итоге DX7 имел гораздо больше возможностей, чем конкуренты. Поэтому и программирование стало предсказуемо сложнее, особенно если учесть ограничения пользовательского интерефейса инструмента - все "рулилось" с передней панели и только позже появились программные редакторы. Те же, кто все таки "победил" DX7 в искусстве программирования, были вознаграждены широкими возможностями звуковой палитры инструмента.

 

Тембры (звуки) можно было сохранять во внутреннюю RAM память на 32 ячейки, или же вставив специальный ROM картридж той же емкости в разъем на фронтальной панели. Все встроенные тембры можно было редактировать и перезаписывать в память. DX7 с завода поставлялся с двумя запрограммированными ROM картриджами, в каждом из которых находилось два банка по 32 тембра, в общем предоставляя покупателю 128 тембров на выбор.

 

Оригинальный Yamaha DX7 уже была оснащен MIDI портами, хотя этот стандарт в то время только набирал обороты. Поэтому в первых сериях MIDI интеграция была довольно скромной - информация передавалась только по первому MIDI каналу, принималась по любому из 16 MIDI каналов за раз, но не было функции OMNI, которая позволяла бы получать и принимать данные по всем MIDI каналам одновременно. Кроме этого, максимальное значение MIDI "velocity", которое передавала DX7 было органиченно на отметке 100 (по стандарту максимальное значение равно 127). При этом DX7 "понимал" и реагировал на полный диапазон значений от 0 до 127 с внешнего MIDI источника. Это означает, что при использовании первого поколения DX7 в качестве MIDI контроллера с внешними звуковыми модулями патчи в этих модулях следует "подгонять" в систему координат DX7. И, наоборот, если играть звуки DX7 с внешнего MIDI контроллера, значения "velocity" также нужно менять.

 

Обновленные Yanaha DX7 Mark II были лишены этих недостатков и имели полноценную интеграцию по MIDI, включая возможность посылать и получать данные по любому или одновременно по всем 16 каналам, посылать команды "program change", CC команды и SysEx (system exclusive) сообщения. Тем самым открывая доступ к управлению любым совместимым MIDI устройством.

 

Оригинальный DX7 имел корпус коричневого цвета, клавиши из тонкого пленочного пластика и выпускался с 1983 по 1986 год. Три обновленные модели DX7 II были выпущены между 1987 и 1989 годами и все имели улучшенное качество звука за счет перехода с 12-битного на 16-битный звуковой движок, более эстетически приятный пластиковый корпус, удобные клавиши и увеличенные слайдеры. Кроме этого модели отличались от оригинала такими особенностями:

 

- DX7 IID - увеличенная внутренняя патч-память и возможность би-тембральности

- DX7 IIFD - добавлен флоппи диск драйв (3.5" 720K DS/DD)

- DX7S - наряду с вышеописанными улучшениями добавлены режимы Performance mode, Unison mode (для более жирного звучания по типу аналогового), модернизированы и расширены возможности управления за счет прямого доступа к параметрам клавишами с фронтальной панели.

 

 

Апгрейд с 12-битных до 16-битных цифрово-аналоговых конверторов помог решить одну из проблем первых DX7 - шум на выходе. Оригинальные 12-битные ЦАПы довольно ощутимо "шипели" по выходу и некоторым из пользователей приходилось использовать шумоподавитель, чтобы убрать шумы в паузах. Во втором поколении Yamaha учла все недостатки и очень мудро подошла к созданию DX7II, сохранив совместимость тембров с DX7 и позволив пользователям насладиться качеством 16-битного звука, используя оригинальные патчи. Тембры DX7II так же были обратно совместимы с первым поколением DX7.

 

Yamaha DX7II Centennial синтезатор

 

В 1988 году, в честь празднования 100-летия компании, Yamaha выпустила DX7 II Centennial. Это был DX7 II FD в серебряном исполнении корпуса, позолоченными кнопками и слайдерами и клавиатурой на 76 клавиш, которые светились в темноте. Было выпущено всего 100 штук по цене  $3995 USD.

 

 

На базе DX7 были созданы и другие приборы, в первую очередь это TX7 и TF1.

 

Yamaha TX7 тон-генератор

 

Yamaha TX7 - это настольный тон-генератор с ЖК дисплеем и скошенной панелью управления. Фактически TX7 - это сердце DX7 без клавиш и панели клавиш редактирования. Для того, чтобы редактировать настройки TX7, нужно было по MIDI подключиться к компьютеру или программатору-клавиатуре Yamaha PR7.

 

 

Yamaha TF1 модуль расширения

Yamaha TF1 - это вертикальная плата - звуковой модуль с внутренностями DX7, размещенными на одной печатной плате. Модули такого типа были созданы для размещения в специальном шасси на 8 (модель TX816) или 2 слота (модель TX216).

 

Yamaha TX816

 

И TX816 и TX216 позволяли использовать мультитембральность, но только с секвенсором с несколькими MIDI выходами, таким как Yamaha QX1.

 

 

Yamaha TX802

 

Еще один родственник DX7 семейства - Yamaha TX802. Он представлял из себя рековый модуль на базе DX7II с мультитембральностью в 8 партий. Его ограниченный пользовательский интерфейс неизбежно влек за собой необходимость и использовании программного или "железного" редактора, но, при этом предлагал все возможности DX7II в компактном рековом формате.

 

Звучание Yamaha DX7 - это нечто особенное. Стоит пожалуй остановиться на двух наиболее популярных тембрах DX7: эмуляции электропианино и маримбы.

 

 - DX7 Rhodes (так же известный как DX Rhodes, FM Rhodes, FM E. Piano или Digital Rhodes) - это эмуляция электропианино Fender Rhodes, которая берет начало в патче "E. Piano 1" у Yamaha DX7. Это характерное звучание, при том, что оно очень отдаленно напоминало Fender Rhodes, стало, тем не менее, визитной карточкой DX7. В обновленнм DX7II (и DX7S) это яркое, богатое обертонами звучание "E. Piano 1" стало называться "Fulltines." Это звучание можно встретить в музыке 80-х, изобилующей синтезаторными звучаниями, и особенно в поп балладах, к примеру в песне "Hard Habit to Break" группы Chicago. Вариации звучания DX7 Rhodes создавали не только музыканты и программисты, но и другие производители синтезаторов. Превратившись в клише поп-музыки вплоть до начала 1990-х, звучание электропианино наподобие Yamaha "Fulltines" стало появляться во многих профессиональных синтезаторах и домашних портативных "клавиатурах". 

 

- Пресет DX7 Marimba так же довольно широко использовался в 1980-х в электронной и коммерческой музыке. Как и в случае с "E. Piano 1", приверженцы традиционных инструментов обычно негативно реагировали на "жесткое" звучание маримбы в DX7, предпочитая более мягкий звук концертных маримб. Тем не менее этот тембр попал на композицию Sting  "Love Is the Seventh Wave".

 

 

Без CS80 и DX7 невозможно представить развитие электронных клавишных инструментов сегодня. Вклад Yamaha в развитии этого направления трудно переоценить. С днем рождения Yamaha!  Со 125-летием!

 

 

В статье использованы адаптированные материалы ресурсов http://en.wikipedia.org, http://danalex.ru