Carlos Santana биография

2013-03-26

Статья: Карлос Сантана и
сверхъестественный мир его души
Автор: Ольга Пирог

Карлос Сантана

Carlos Santana/Fhoto: flickr.com

Сантановская гитара - это живое существо, которое разговаривает, плачет и смеется вместе со своим хозяином, чутко улавливая его настроение. Сантана - один из немногих гитаристов, узнаваемых по игре с первых же звуков.

Путешествуя по свету с середины пятидесятых, рок-н-ролл время от времени сливался с музыкой разных этносов. Не мог он пройти и мимо богатейшей латиноамериканской культуры. Окончательный продукт синтеза - так называемый латин-рок - у многих ассоциируется с Глорией Эстефан и Рики Мартином, хотя истинным творцом нового стиля был Карлос Сантана.

Наверняка нет такого человека, который не слышал бы об этом великолепном гитаристе, вдохновенные композиции которого способны тронуть даже неискушенного в музыке слушателя. Сантановская гитара - это живое существо, которое разговаривает, плачет и смеется вместе со своим хозяином, чутко улавливая его настроение. Сантана - один из немногих гитаристов, узнаваемых по игре с первых же звуков.

Карлос Сантана родился 20 июля 1947 года в небольшом мексиканском городке Аутлан де Наварро. Когда ему исполнилось пять лет, отец будущей звезды, профессиональный скрипач Хосе Сантана, счел своим долгом обучить старшего сына основам теории музыки и игре на скрипке. В 1955 году семья Карлоса перебирается из Аутлана в Тихуану, где кипела музыкальная жизнь в стиле рок-н-ролл. Сантана-младший быстро уловил, что одна народная музыка мало способствует окрылению души и наполнению кармана. Карлос понял, что рок-н-ролл и блюз - самое то. Восьмилетний мальчик взял в руки гитару, на которой начал учиться играть с помощью отца. Освоив азы игры, он стал подражать Би Б и Кингу, Дж ону Ли Хукеру(с которым он впоследствии сделает несколько записей) и Ти-Бо ун Уокеру. По таланту ученик мало уступал учителям, и уже через пару лет его пригласили в местную команду TJ'S. Родители не возражали, так как заработок сына существенно пополнял семейный бюджет. Играя в местных группах, Карлос начал обращать на себя внимание красивой игрой, недюжинной выдумкой и вкусом.

Через какое-то время семья переезжает в Сан-Франциско, обрушивший на Сантану море новой музыки. Карлос чутко впитывал различные музыкальные течения, разрабатывая и углубляя свой собственный стиль игры на гитаре.

Окончив в 1966 году школу, он почувствовал себя достаточно опытным и собрал собственный коллектив Сантаны Blues Band. Группа держалась на двух "китах": самом Сантане и поющем клавишнике Греге Роли. Их дебют состоялся в знаменитом зале "Филлмор Уэст". Через два года музыканты сократили название до более удобного Santana. Это имя все чаще стало мелькать в ряду с именами грандов блюза. Гранды гитариста приметили и благословили на ратные подвиги: первой пластинкой с его участием стал концертный альбом The Live Adventures Of Al Kooper And Michael Bloomfield (1969).

Волна популярности этого состава группы росла вплоть до исторического фестиваля в Вудстоке в 1969 году, где полумиллионная аудитория была сражена ураганной композицией Soul Sacrifice. В ноябре того же года выходит первый альбом Santana с одноименным названием. В нем причудливым образом смешаны рок-музыка и латиноамериканские ритмы. Стиль игры, продемонстрированный в этом альбоме, стал визитной карточкой Сантаны.

Второй диск - Abraxas (1970) - моментально возглавил американский хит-парад. В него вошли классическая салса Тито Пуэнте Oye Como Va, а также бессмертная Black Magic Woman, заставившая в версии Сантаны забыть о ее авторе, великом Питере Грине.

К моменту записи следующего альбома Карлос стал доминировать в составе. А в декабре 1971-го Роли и Шон расстались с ним. Диск Santana III (1971) отметил длительный перерыв в концертной деятельности группы.

В сентябре 1972 года Карлос на Гавайях на пару с певцом и барабанщиком Бадди Майлзом отыграл концерт, вылившийся в пластинку "Live!". За ней последовал выдержанные в том же духе Caravanserai - произведение настолько цельное, что лишь немногие обратили внимание на то, что разные композиции записывались разными музыкантами. Смены в составе довели до того, что как-то раз перед концертом в знаменитом Мэдисон-Сквер Гарден у группы не оказалось перкуссиониста. Один из зрителей, Джеймс Льюис, предложил свои услуги - и получил работу. С солистом Леоном Томасом Сантана отправился в масштабный тур, фрагменты которого составили тройной концерт Lotus (1975).

О женитьбе Сантаны в апреле 1973 года можно было бы и не упоминать, если бы его супруга Урмила не была привержена учению гуру Шри Чинмоя. Карлос увлекся индуизмом и вскоре познакомился с другим учеником Чинмоя, Джоном МакЛафлином. Дуэт завернутых на джаз-роке индуистов был неизбежен: инструментальная программа Love Devotion Surrender, как ни странно, понравилась публике. Очередной инструментальный опус Illuminations (1974) - плод сотрудничество гитариста с еще одной поклонницей Чинмоя, Элис Колтрейн, мог оказаться роковым: эксперименты Карлоса слушателям уже надоели.

Группа предприняла попытку наверстать упущенное. Однако пластинка Borboletta не снискала особой популярности. Тогда за дело взялся приятель музыкантов Билл Грэхем, ставший их менеджером. И дело пошло на поправку! Еще одна смена певца - им стал Грег Уокер, и более блюзовый альбом Amigos (1976) вернул группе былые позиции.

1977 год принес сразу две программы: Festival и Moonflower. В 1978 году Сантана двинулся в большое турне, начав с фестиваля California Jam II. Второму фестивалю было далеко до первого, но наличие в его программе Сантаны обеспечило 250 тысяч зрителей. Проехавшись по Новому и Старому Свету, группа разродилась диском Inner Secrets, примечательным креном в сторону диско.

В это же время Карлос приступает к сольному творчеству, но альбом Golden Reality (1979) оказался мало успешным. Вслед за ним Сантана выпустил еще один двойной альбом The Swing Of Delight (1980) - инструментальный джаз-роковый опус. Затем последовала программа "Zebop!" (1981), в считанные месяцы ставшая "золотой". Участие команды Карлоса в трехдневном U. S. Festival, полном суперзвезд, усилило интерес к коллективу и обеспечило успех диска Shango. В следующем году Сантана подарил поклонникам крепкий сольник Havana Moon. Следующий альбом Beyond Appearances (1985) был откровенно слабым, но не пошатнул репутацию гитариста, приглашенного на знаменитый фестиваль Live Aid.

В рамках гастрольного тура летом 1987 года Santana побывали в Москве, где выступили на концерте за мир во всем мире. В конце того же года вышел инструментальный сольник Blues For Salvador, принесший автору Grammy. Даже после выхода "отмороженного" альбома Spirits Dancing In The Flesh (1990) переполненные залы на концертах не уменьшились. Пиком гастролей в 1991 году стал фестиваль Rock In Rio II. В том же году умер Билл Грэхем. Не уверенные более в своем будущем, музыканты разорвали контракт с Columbia.

В 1993 году Сантана предпринял турне Sacred Fire. В его самый разгар на рынке появилось Milagro, проникнутое христианским духом (влияние второй жены Карлоса). Летом 1995 года Сантана снова отправляются в дорогу. В том же году появился тройной бокс-сет Dance Of The Rainbow Serpent, охватывающий всю карьеру коллектива - от вудстокской версии Soul Sacrifice до Chill Out.

В 1997 году маэстро отметил полувековой юбилей. А в 2001 году ему наконец-то воздали по заслугам. Власти родного городка устроили большой праздник в честь музыканта. Сантана был награжден ключами от города, а одна из крупных улиц названа его именем. Я глубоко тронут тем, что мой город оказал мне такую честь, - сказал растроганный 53-летний гитарист.

В 2011 году в честь Сантаны назвали школу в Лос-Анжелесе: Областной Начальной школе №12 в Долине Сан-Фернандо присудили название «Академия Искусств имени Карлоса Сантаны». Сантана всегда в поиске, всегда в развитии. Каждый новый альбом является зеркальным отражением его души. Его вклад в мировую музыкальную культуру огромен.

***

Карлос Сантана

Hollywood Walk Of Fame Stars - Carlos Santana/Fhoto: flickr.com


Карлос Сантана

Carlos Santana


 

 

Carlos Santana Signature Guitars from Paul Reed Smith

Santana SE One Abraxas (shown top row, far left)

• BODY: Mahogany
• NECK: 25" scale length mahogany 22-fret neck with rosewood fredboard, wide, fat shape, and peace symbol inlays at the 12th fret.
• HARDWARE: PRS designed Stoptail bridge; PRS design tuners; nickel hardware, soapbar treble pickup, and volume control.

Santana I

• BODY: Carved artist grade maple top with rippled abalone purfling and mahogany back
• NECK: 24 1/2" scale length mahogany 24-fret neck with Brazilian rosewood fretboard, rippled abalone bird inlays and headstock eagle. OM symbol inlayed on truss rod cover
• Santana wide fat neck carve
• HARDWARE: PRS tremolo, locking tuners, engraved anodized electronics cover plate, OM symbol
• ELECTRONICS: Santana pickups with zebra bobbins, mini toggle selector, volume and tone control

Santana II (shown top row, near left)

• BODY: Carved artist grade flame maple top with rippled abalone purfling and mahogany back
• NECK: 24 1/2" scale length mahogany 24-fret neck with a Brazilian rosewood fretboard, rippled abalone bird inlays and headstock eagle.
• Santana wide fat neck carve
• HARDWARE: PRS Tremolo, locking tuners, engraved anodized electronics cover plate
• ELECTRONICS: Santana zebra bobbin treble and bass pickups; volume and tone control with 3-way pickup selector

Santana MD Signature Model (shown second row, near left)

• BODY: Back Wood - Mahogany; Top Wood - Flame Maple Top Inlaid with Abalone Purfling; Top Option - 10 Top Flame Maple
• NECK: Number of Frets - 24; Scale Length - 24 1/2"; Neck Wood - Mahogany; Fretboard Wood - Rosewood; Neck Shape - Santana Wide Fat; Inlays - Birds
• HARDWARE: Bridge - Tremolo; Tuners - PRS Low Mass Locking Tuners; Truss Rod Cover - MD; Hardware Type - Nickel; Hardware Option - Gold; Treble Pickup - Santana MD Treble; Bass Pickup - Santana MD Bass; Pickup Switching - Volume and Tone Control with 3-Way Toggle Pickup Selector
• ELECTRONICS: Mastering Voice Control [MVC]

Santana MD Signature Model (shown second row, far left)

• BODY: Carved maple top; flamed maple top veneer; mahogany back.
• NECK: 22-fret one-piece "wide-fat" mahogany neck; rosewood fretboard with white perloid, old style PRS bird inlays.
• HARDWARE: Treble and bass humbucking pickups; master volume and tone; three-way toggle switch; PRS tuners; PRS tremolo.
• COLORS: Santana Yellow, Orange, and Black.

 

 

  

 

 

 

 

 

  

Amps and Cabinets

 

 

 

Carlos has traditionally used the Boogie Mark 1 originally purchased in 1973. Since then, it has taken Carlos almost 30 years to find another amp that compliments his unique sound. These days, Carlos combines the Boogie and the Dumble's to get his unique sound. The Mark 1 runs through the 12' Boogie cabinet and the Dumble's run through the 4x12 slant and straight cabinets.

Mesa Boogie - "Honey Dripper Yellow" Premiere Flame figured Maple Cabinet (top left and top center). This is the same size and style cabinet that Carlos has been using on stage since 1973.

4x12 Slant Cabinet - "Honey Dripper Yellow" Premiere Flame figured Maple Cabinet (bottom left and bottom center). Cabinets made by Mesa Boogie.

4x12 Cabinet - "Honey Dripper Yellow" Premiere Flame figured Maple Cabinet (bottom right). Flour 12" Tone Tubby Speakers with Hemp Cones. Cabinets made by Mesa Boogie.

 

Dumble Overdrive Reverb - OD-100WR

Alexander Dumble built this amplifier in the mid-1970's.

100-Watt Dumble with buil-in reverb; four Phillips 7581 tubes; three 12AX7 preamp tubes by Phillips; selectable 50-watt or 100-watt amp.

"Honey Dripper Yellow" Premiere Flame figured Maple body made by Mesa Boogie.

***

Dumble Overdrive

Built for Carlos Santana in 2007

100-Watt Dumble with buil-in reverb; four Phillips 7581 tubes; three 12AX7 preamp tubes by Phillips; selectable 50-watt or 100-watt amp.

"Honey Dripper Yellow" Premiere Flame figured Maple body made by Mesa Boogie.

***

Dumble Steel String Singer - 150-Watt

Built for Carlos Santana

"Honey Dripper Yellow" Premiere Flame figured Maple body made by Mesa Boogie.

***

Boogie Mark 1 Amp Head

Original Mark 1 Purchased in 1973

No serial number, no effects loop.

100-watt reverb; graphic EQ (never used); four Ruby Tube 6L6's; three 12AX7 premp tubes by Ruby Tube and one 12AT7 by Phillips.

 

 

 

Другое видио с Carlos Santana