Yamaha MOTIFXF8 и младший брат MOXF6

2014-12-08

 

  Огромной популярностью пользуются электронные клавишные инструменты Yamaha: цифровые рояли, пианино и синтезаторы. С легендарного синтезатора Yamaha DX-7 фактически началась эра цифровой музыки.

 

 

Цифрового джина выпустили из бутылки в 1983-м году

Yamaha DX-7 promo 1983

 

  Yamaha DX-7 стал первым коммерчески успешным цифровым синтезатором. Он был необыкновенно популярен в 80-е годы, и его характерное звучание можно услышать практически на любых записях тех лет. Вот лишь малая часть тех, кто использовал и использует в своей музыке DX-7: Crystal Method, Kraftwerk, Orbital, Brian Eno, Tony Banks, Sir George Martin, Supertramp, Phil Collins, Stevie Wonder, Depeche Mode, U2, A-Ha, Enya, The Cure, Kitaro, Vangelis, Elton John, Toto, Chick Corea, Level 42, Queen, Yes, Michael Boddicker, Julian Lennon, Jean-Michel Jarre, Sneaker Pimps, Lynyrd Skynyrd, Beastie Boys и многи, многие другие легендарные исполнители!

 

  Из-за невысокой стоимости и компактности Yamaha DX-7 стал одной из наиболее продаваемых моделей за всю историю существования синтезаторов. В те годы Yamaha DX-7 сразу приобрел статус культового инструмента, стал мечтой любого клавишника на планете и все звуки из него вошли в золотой фонд звуков от Yamaha. В виде плат расширения к разным клавишным Yamaha звуки от DX-7 дошли и до наших дней. Мода на них не проходит, и, на волне ретро, сегодня эти звуки также свежи и актуальны как 30 лет тому назад. 

 

  Всего за период с 1983-го по 1987 год было произведено 160 000 экземпляров. Метод синтеза, используемый в данном инструменте, был основан на исследованиях профессора Стэндфордского университета Джона Чоунинга и получившего название линейный синтез частотной модуляции, кратко «FM-синтез». Yamaha запатентовала эту методику и начиная с DX-7 широко использовала ее в своих синтезаторах. «FM-синтез» на ряду с другими технологиями (в частности волновым семплингом) сегодня является неотъемлемой частью современного цифрового синтезатора.

 

 

 

Yamaha DX7 синтезатор

 

 

  На фоне аналоговых синтезаторов Yamaha DX7 определенно выделялся своим четким, чистым и ярким цифровым звучанием. Фишка DX7 - это звуки электропиано, колокольчики и разнообразные ударно-отрывистые звуки с быстрой и ярко очерченной атакой. Максимально возможна была 16-нотная полифония. При том, что инструмент был монотембральный, звучание заметно видоизменялось по мере движения по клавиатуре и меняя силу нажатия на клавиши. Yamaha DX7 имела 32 алгоритма, в каждом из которых по-разному комбинировались шесть синусоидальных операторов, открывая большие возможности по программированию и настройке.

 

  Yamaha DX7 заслужил репутацию сложного в программировании прибора. Но стоит отметить, что в основном сложности возникали у музыкантов, привыкших к традиционной аналоговой архитектуре с осцилляторами, фильтрами, огибающими, генераторами и т.п. Большинство первых цифровых синтезаторов использовали синтез по волновым таблицам (wavetable), что требовало значительных ресурсов памяти и средств, что в бюджет DX7 просто не помещалось. Чтобы выйти из положения для DX7 был создан совершенно другой звуковой "движок", состоящий из комбинации "несущих" осцилляторов синусоидальных волн и "модуляторов", которые можно было соединять между собой  многочисленными способами. Наиболее часто используемые комбинации были организованы в 32 "алгоритма". В итоге DX7 имел гораздо больше возможностей, чем конкуренты. Поэтому и программирование стало предсказуемо сложнее, особенно если учесть ограничения пользовательского интерефейса инструмента - все "рулилось" с передней панели и только позже появились программные редакторы. Те же, кто все таки "победил" DX7 в искусстве программирования, были вознаграждены широкими возможностями звуковой палитры инструмента.

 

  Тембры (звуки) можно было сохранять во внутреннюю RAM память на 32 ячейки, или же вставив специальный ROM картридж той же емкости в разъем на фронтальной панели. Все встроенные тембры можно было редактировать и перезаписывать в память. DX7 с завода поставлялся с двумя запрограммированными ROM картриджами, в каждом из которых находилось два банка по 32 тембра, в общем предоставляя покупателю 128 тембров на выбор.

 

  Оригинальный Yamaha DX7 уже была оснащен MIDI портами, хотя этот стандарт в то время только набирал обороты. Поэтому в первых сериях MIDI интеграция была довольно скромной - информация передавалась только по первому MIDI каналу, принималась по любому из 16 MIDI каналов за раз, но не было функции OMNI, которая позволяла бы получать и принимать данные по всем MIDI каналам одновременно. Кроме этого, максимальное значение MIDI "velocity", которое передавала DX7 былоорганиченно на отметке 100 (по стандарту максимальное значение равно 127). При этом DX7 "понимал" и реагировал на полный диапазон значений от 0 до 127 с внешнего MIDI источника. Это означает, что при использовании первого поколения DX7 в качестве MIDI контроллера с внешними звуковыми модулями патчи в этих модулях следует "подгонять" в систему координат DX7. И, наоборот, если играть звуки DX7 с внешнего MIDI контроллера, значения "velocity" также нужно менять.

 

  Обновленные Yanaha DX7 Mark II были лишены этих недостатков и имели полноценную интеграцию по MIDI, включая возможность посылать и получать данные по любому или одновременно по всем 16 каналам, посылать команды "program change", CC команды и SysEx (system exclusive) сообщения. Тем самым открывая доступ к управлению любым совместимым MIDI устройством.

 

  Оригинальный DX7 имел корпус коричневого цвета, клавиши из тонкого пленочного пластика и выпускался с 1983 по 1986 год. Три обновленные модели DX7 II были выпущены между 1987 и 1989 годами и все имели улучшенное качество звука за счет перехода с 12-битного на 16-битный звуковой движок, более эстетически приятный пластиковый корпус, удобные клавиши и увеличенные слайдеры. Кроме этого модели отличались от оригинала такими особенностями:

 

- DX7 IID - увеличенная внутренняя патч-память и возможность би-тембральности

- DX7 IIFD - добавлен флоппи диск драйв (3.5" 720K DS/DD)

DX7S - наряду с вышеописанными улучшениями добавлены режимы Performance mode, Unison mode (для более жирного звучания по типу аналогового), модернизированы и расширены возможности управления за счет прямого доступа к параметрам клавишами с фронтальной панели.

 

 

  Апгрейд с 12-битных до 16-битных цифрово-аналоговых конверторов помог решить одну из проблем первых DX7 - шум на выходе. Оригинальные 12-битные ЦАПы довольно ощутимо "шипели" по выходу и некоторым из пользователей приходилось использовать шумоподавитель, чтобы убрать шумы в паузах. Во втором поколении Yamaha учла все недостатки и очень мудро подошла к созданию DX7II, сохранив совместимость тембров с DX7 и позволив пользователям насладиться качеством 16-битного звука, используя оригинальные патчи. Тембры DX7II так же были обратно совместимы с первым поколением DX7.

 

Yamaha DX7II Centennial синтезатор

 

  В 1988 году, в честь празднования 100-летия компании, Yamaha выпустила DX7 II Centennial. Это был DX7 II FD в серебряном исполнении корпуса, позолоченными кнопками и слайдерами и клавиатурой на 76 клавиш, которые светились в темноте. Было выпущено всего 100 штук по цене  $3995 USD.

 

 

  Дальнейшие исследования Yamaha в области цифровых технологий привели к появлению профессиональных рабочих станций Yamaha Motif, которые позволяют музыканту добиться максимального контроля над звуком.

 

  Практически сразу после своего появления в 2001 году, YAMAHA MOTIF стал самой продаваемой и наиболее востребованной рабочей станцией на рынке. С годами, серия MOTIF продолжала развиваться в направлении улучшения экспрессивности и функциональности. В то же время, сформировавшееся он-лайн сообщество пользователей инструмента, инженеров, разработчиков ПО и специалистов по поддержке продукции www.MOTIFATOR.com разрослось и превратилось в одно из самых активных музыкальных сообществ в Интернете.


  MOTIF привносит новую жизнь в музыку  за счет своего экспрессивного звучания и интуитивного управления. При создании и записи музыки, MOTIF предоставляет не только собственный инструментарий, но также предлагает полноценную систему интегрирования своих возможностей с разнообразным программным обеспечением.

 

И вот теперь новое поколение легендарной серии - MOTIF XF, основанное на десятилетнем наследии MOTIF, дает пользователям массу новых возможностей по расширению функциональности при помощи флеш-памяти и устанавливает новый стандарт качества современной рабочей станции.

 

 

Новая серия профессиональных синтезаторов MOXF объединяет в себе звуковой «движок» MOTIF XF линейки, MIDI контроллер с широкими возможностями управления DAW и VST приложениями, многоканальный USB аудиоинтерфейс и богатый набор вспомогательных приложений DAW и VST эффектов для ПК.

 

В статье частично использованы адаптированные материалы ресурса http://en.wikipedia.org

 

 

 

MOTIFXF8
Yamaha MOTIFXF8
78 900 грн
Есть в наличии (магазин на Московском проспекте) Уточняйте по телефону
Практически сразу после своего появления в 2001 году, YAMAHA MOTIF стал самой продаваемой и наиболее востребованной рабочей станцией на рынке. С годами,...
подробнее...
 
MOXF6
Yamaha MOXF6
26 292 грн
Под заказ Уточняйте по телефону
Новая серия профессиональных синтезаторов MOXF объединяет в себе звуковой «движок» MOTIF XF линейки, MIDI контроллер с широкими возможностями управления DAW...
подробнее...
 

 

Купить и заказать любую продукцию легандарной Yamaha Вы можете в 

 

У нас всегда есть что-то интересное для Вас!